Сайт о психологии, эзотерике и саморазвитии

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ О САМОРАЗВИТИИ

Статьи о психологии и саморазвитии
Сексуальная эволюция в России

Сексуальная эволюция в России


Продолжая читать статью, вы подтверждаете, что вам исполнилось 18 лет!


Наши предки на Руси умели не только работать, но и любить друг друга.
Если говорить научным языком, то древнеславянская культура относилась к типу просексуальных, то есть позитивно относящихся к близости.
Более того, до принятия христианства многие бытовые вещи (например, смена времен года или засевание полей) неизменно сопровождалось эротическими обрядами, и ничего плохого в этом никто не видел.
Девушки обходили поля ночью в чем мать родила, чтобы поделиться силой деторождения с землей-матушкой.
Мужчины, засевая поле, также раздевались, чтобы «заключить брак» между работником и землей.
Историками описаны случаи, когда славяне, например, перекатываясь туда-сюда по полю, чтобы урожай был хорошим, а всхожесть растений – высокой.
С «огоньком» наши предки отмечали и языческие праздники.
К примеру, на Ивана Купалу или на Масленицу девушки обязательно прыгали через костер, а чтобы подол платья не загорелся, поднимали его как можно выше, оголяя ноги.


С принятием христианства на Руси многие нормы интимных отношений ужесточились. К примеру, по учению церкви, секс в браке допускался лишь в миссионерской позе, все остальное запрещалось.
До сих пор сохранились требники, содержащие типовые вопросы, которые священник должен был задавать прихожанам, а также информация о том, чем каралась такая провинность.
Так вот, за неправильную позу верующим предписывалось длительное покаяние (от 3 до 10 лет), которое должно было сопровождаться ежедневными поклонами.
Также церковью было запрещено любить друг друга стоя.
Дело в том, что в этой позиции забеременеть оказывалось намного сложнее, а значит, в интимные отношения люди вступали не для того, чтобы продолжить род, а с целью получения удовольствия, что, конечно, считалось грехом.
Славянам не рекомендовалось даже целоваться, не говоря уже о других вариантах вступления в сексуальный контакт.
При этом во многих деревнях было распространено мнение, что Бог дал людям возможность плодиться, а получать от интимных отношений удовольствие не совсем правильно.
И наши предки верили, что именно женщина получила от нечисти большую сексуальную силу, чем мужчина, и, пользуясь этим, постоянно провоцирует мужа на грех (здесь прям аналогия с европейскими взглядами).

Парадоксально, но строгие церковные запреты всегда соседствовали на Руси (а затем и в России) с чисто языческими представлениями о необходимости «люб телесных».
К примеру, в ХIХ веке мысли народа о плотской любви нашли свое отношение в «потаенных» сказках: частушках, анекдотах, рассказах, присказках. У известных нам сказок прослеживаются эротические мотивы, порой неприкрытые.

В языческие времена интимные отношения до брака хоть в открытую не приветствовались, однако и тяжким грехом не считались, а вот после принятия христианства строгое наказание следовало за блуд – добрачную связь.
Причем, как правило, вся вина за это ложилась именно на мужчину, даже если все происходило по совместному сговору. Но вот парадокс – на посиделках и народных гуляньях отношения между парнями и девушками были очень вольными.
Например, девица могла позволить сесть к молодцу на колени, обнять его, поцеловать. С одной оговоркой: девственность требовалось сохранить до брака, а уж если девушка умудрялась забеременеть, не будучи замужем, она не только подвергалась строгому осуждению, но и наказывалась.

Главные эротические обряды на Руси, конечно, были связаны с церемонией вступления в брак и подготовкой девушки к новой роли. Их огромное множество, и почти у каждой губернии они свои.
Например, накануне брачной церемонии невесту вели в баню, где парили подаренным женихом веником из березы с добавлением веток плодовых деревьев и мыли мылом жениха.
Причем в некоторых селах невесту сначала парил вежливец (колдун) или дружка жениха и только через некоторое время его заменяли подруги девушки. Сопровождалось это подобающими песнями.
Баню, кстати, обязательно топили и на утро после брачной ночи. Делалось это по нескольким причинам: чтобы еще раз соединить молодых, чтобы показать, что невеста была чиста до брака (для этого сваха выводила молодых из избы и размахивала рубахой перед всеми гостями); а также как очистительный обряд и приобщения девушки к культуре другой семьи. Кроме того, по верованиям некоторых предков, вода смывала грех, освобождая молодоженов от скверны первой брачной ночи.

Страшно осуждалось и каралось кровосмешение.
Комплекс приемов, направленных на предотвращение беременности (предохранение), также оценивался в народе крайне негативно и даже приравнивался к детоубийству.
Не одобрялись на Руси и браки между людьми «старшего» поколения: то есть если мужчине было больше 60 лет, а женщина была старше 50.
Считалось, что детей они в этом возрасте уже иметь не смогут, а значит, жениться и вступать в интимную связь планируют только ради получения удовольствия.
Категорически запрещалось вступать в любые сексуальные отношения в дни поста, перед севом, перед дальней дорогой, во второй половине беременности, шесть недель после родов, в канун двунадесятых праздников (среды, пятницы, воскресенья) и т. д.

Наши предки различали такие понятия, как «любовь», «продолжение рода» и, наоборот, «похоть», «грех».
Осуждали они измену, жизнь на две семьи или совместную жизнь без законного брака.
Эти же моральные устои актуальны во все времена, и порой о них просто нужно почаще вспоминать.

В постели в Средневековой России


Быт высших слоев общества позволяет ограждать девушек и замужних женщин от соблазнов. С течением времени семейная жизнь становится более замкнутой и закрытой.
К XVII веку знатные женщины, боярыни и дворянки, живут в теремах, на особой, «женской» половине дома. Весь круг общения для них — это родня и слуги. Несмотря на схожесть с восточными гаремами, богатой сексуальной культуры там не возникло.

Более вольные нравы царили в среде крестьян. Об этом говорят и сохранившееся языческие ритуалы с эротическим подтекстом, и записки путешественников. К примеру, один англичанин был шокирован наличием совместных бань у москвичей. Уходят корнями в древность и некоторые виды развлечений молодежи, описанные позже этнографами. Для молодых крестьян считалось нормальным в минуты свободного времени собраться «на вписку». Интим на них не был редкостью. (помню по студенчеству такие вечеринки тоже были популярны – идем «на вписку» говорили мои друзья 😊)
Гомосексуальность в допетровской России в теории считалась тяжелым грехом. Но на практике на протяжении нескольких веков, начиная от Крещения Руси и кончая XVIII веком, однополые отношения наказывались исключительно постами и молитвами. Критика содомии в основном связывается с нарушением гендерных стереотипов и вызывающим поведением.



В конце XVII — начале XVIII века культура верхов русского общества меняется из-за петровских реформ. Первый русский император, рубивший бороды топором и устраивавший шумные пирушки, сам по себе был личностью примечательной. Но главная его заслуга — это толчок к эмансипации дворянского сословия.
Интимная сфера освобождается от многочисленных церковных запретов и сталкивается с ограничениями, уже исходящими от государства. Екатерина II издает указ, запрещающий венчать мальчиков младше пятнадцати и девочек младше тринадцати лет. Священника, нарушившего этот запрет, ждало лишение сана. Добирается закон и до гомосексуализма. Петр Первый вводит наказание за однополые отношения в военный устав. Мужеложство карается смертью, но затем заменяется на битье кнутом. Получает право на жизнь чувственная любовь, да и вообще понятие личной жизни. Мы можем узнать об интимной сфере уже не из церковных правил, а из писем, воспоминаний и литературы.
Надо понимать, что между культурой верхов и культурой низов после начала XVIII века существует пропасть. Светская культура, введенная Петром, поначалу принадлежит лишь дворянам, и лишь со временем ее элементы проникают в среду купцов и мещан и крестьян, где действуют свои нормы и правила. Культура низов, того самого безмолвствующего большинства, развивается самостоятельно. В области, связанной с сексуальностью, она не уступает дворянской. В первую очередь, это богатый эротический фольклор. Помимо матерных поговорок и загадок с подвохом, от того времени сохранились эротические сказки.
В аристократической среде перемены происходят стремительно. Мир дворянских усадеб спустя несколько десятилетий совсем не похож на мир теремов допетровской эпохи. Русские дворяне воспринимают европейскую культуру, а вместе с ней приходят нормы Галантного века, с его культом наслаждения, моды и развлечений. В мире балов перестает считаться запретным адюльтер. Если раньше право на измену было только у мужчины, то теперь нет ничего страшного в романах на стороне и для дворянки.

А вот рабочие люди и крестьяне, приехавшие в город на заработки, живут практически без каких-либо запретов. Их бытовые условия — скука и теснота бараков — приводят к разврату. Из этих слоев происходит большинство проституток, чье занятие в середине XIX века легализуется Николаем I. Социальная мобильность подрывает и слабые семейные устои в деревне. Долгое отсутствие мужчин, уехавших на заработки, снимает с крестьянок обязательство хранить им верность. Особое место на селе занимают жены солдат — срок службы после введения рекрутской повинности составляет не один десяток лет, — и за солдатками закрепляется слава легкодоступных женщин. Но и повседневная жизнь в деревне разбавлялась изменами.


Продолжает существовать, несмотря на осуждение, и гомосексуализм. Местом, объединяющих всех гомосексуалистов, были бани. Банщики, которых набирали из мигрировавших в город крестьян, не только парили клиентов, но и обслуживали состоятельных господ. Мужская проституция собирала из разных сословий, преимущественно это были мещане. К началу XX века в России формируется субкультура гомосексуалистов. У них был особый внешний вид — причудливые костюмы, свои знаки, свои закрытые компании. Существовали мужские бордели, гомосексуализм находит отражение и в литературе. 
Таким образом, в Российской империи сложилось несколько сексуальных культур. Чинные и строгие купцы руководствовались настолько жесткими предписаниями, что им удивился бы и английский пуританин. В дворянских усадьбах размышляли над каждым своим шагом «тургеневские девушки». Параллельно с этим на дне жизни обитали проститутки, бродяги и рабочий люд, для которых свободные сексуальные отношения были такой же частью реальности, как алкоголь и болезни. Эта картина при всей своей противоречивости не была каким-то исключением — нечто подобное в то время можно было обнаружить в Великобритании, Франции, Австрии и других европейских странах.

СССР – страна без секса?


Когда большевики пришли к власти и заявили об образовании нового рабоче-крестьянского государства, жизнь людей теперь уже советской России в корне изменилась. Изменилось и отношение закона к половой сфере — церковный брак отменялся соответствующими декретами, и вводился брак гражданский. Муж переставал быть официальным главой семьи, а женщине гарантировалось равноправие. По сути, новое советское законодательство было тогда самым либеральным в мире. Комсомольские коммуны, где молодые люди жили группами около десяти человек, вели не только общее хозяйство, но и совместную половую жизнь. Резко росло количество детей, рожденных вне брака. Создавались кож вендиспансеры, позволившие значительно снизить число венерических заболеваний, были разрешены аборты.



Было отменено и преследование гомосексуалов. Были так называемые «квартиры гомосексуалистов» в Москве и Санкт-Петербурге. Их хозяева практически в открытую организовывали вечеринки, на которых однополые пары знакомились, проводили время и даже устраивали импровизированные шуточные свадьбы, наряжая одного жениха в костюм, а другого — в подвенечное платье.
Впрочем, недолго играла музыка сексуальной свободы! Признав, что половая распущенность ведет к всевозможным антиобщественным явлениям, а также отнюдь не способствует повышению рождаемости в стране, проводящей ускоренную индустриализацию, большевики решили если по максимуму свернуть лавочку в один момент. В 1934 году гомосексуализм становится уголовно наказуемым и будет таковым до самого развала СССР. Презервативы исчезают с прилавков, развестись просто так, потому что хочется, нельзя. Аборты запрещаются.



Обществу свойственно уверенно возвращаться к привычному состоянию, существовавшему веками. Поэтому очень быстро вольница первых советских лет сменяется полным табуированием этой темы. Секс есть, но его как будто нет. Вообще, слова, связанные с половым контактом, очень быстро вновь стали аморальными, и секса действительно не стало — по крайней мере, в публичном поле.
В неофициальном дискурсе в 70-е — начале 80-х годов для женщины секс не был возможностью получить удовольствие. Это был инструмент, с помощью которого нужно пытаться заполучить в мужья «настоящего мужика». А учитывая, что мужчин в послевоенном Советском Союзе было не так много, борьба за них шла нешуточная. Мужчины же в основном не думали об удовольствии партнерш, и по результатам опроса, проведенного в СССР в это время, 80 процентов женщин жаловались на нехватку ласк. Дети рождались от любви, а как ею заниматься — каждый решал для себя сам. Как любят говорить многие социологи, тогда в обществе жили так называемые «хомо советикусы» 😊
Перестройка перевернула все. Наконец, впервые с 20-х годов можно было не только говорить про секс, но и ликвидировать сексуальную безграмотность, презервативы стали продавать по-настоящему массово. Этому в немалой степени способствовала и эпидемия ВИЧ, которая к тому времени добралась до СССР. К концу 80-х проявлениям сексуальности в СССР никто уже и не удивлялся.

Резюме


Так, неспеша и интересно менялась сексуальная жизнь в России. Конечно, в каждой области и уезде были и свои особенности, но основная направленность более-менее была одинакова для всех в определенный исторический отрезок времени.
Что у нас происходит с 80-х годов и до современной России думаю ни для кого не секрет – большая раскрепощенность, открытость, неприкрытая сексуальность, открытые однополые отношения и «игры с гендерами». Хорошо или плохо? У каждой медали две стороны – выбирайте ту, которая близка вам.
Любви вам и секса в удовольствие!


__________________________________
Галина Пархоменко
Галина Пархоменко - таролог, сексолог, сказкотерапевт

Узнать больше об авторе и заказать расклады на Таро можно здесь:
Страница автора на сайте